Общеобраз. прогр. по вольной борьбе

1

СОДЕРЖАНИЕ
Разделы

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

9

3.

Календарный учебный график

12

4.

Организационно-педагогические условия

16

5.

Система контроля и зачетные требования

21

6

Планируемые результаты

23

7.

Перечень информационного обеспечения

23

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами.


Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;



Приказ Министерства спорта РФ от 27.12.2013 г № 1125 «Об утверждении особенностей организации и
осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической
культуры и спорта»;



Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);



Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 (СанПиН 2.4.43172-14) (далее СанПиН)

Цель программы по вольной борьбе – подготовка борцов вольного стиля, универсализация технико-тактического мастерства, состоящего в умении бороться на всех дистанциях боя, способности вести бой с борцами разной манеры боя, овладение тактикой борца-универсала.
Для повышения эффективности работы в борьбе необходимо серьезное внимание уделить совершенствованию системы многолетней подготовки борцов, дальнейшему совершенствованию документов, регламентирующих тренировочную работу по вольной борьбе.
Создание оптимальных условий для развития спортивной, интеллектуальной, психологической подготовки; формирование здорового образа жизни.
укрепление здоровья, закаливание;


устранение недостатков в уровне физической подготовленности;



планомерное повышение уровня ОФ и СФ подготовленности (гармоничное совершенствование
основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости):



формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, определение к
расположенности к спринтерским или стайерским дистанциям;



воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, профилактика вредных привычек и правонарушений.

Задачи группы СОГ также можно подразделить в зависимости от этапа подготовки в течение сезона.
Основными задачами обще-подготовительного периода являются повышение уровня ОФ подготовлен-

3

ности учащихся, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На специально-подготовительном этапе тренировка направлена на повышение специальной работоспособности. Основной задачей соревновательного периода является дальнейшее повышение уровня специальной подготовленности и возможно более
полная её реализация в соревнованиях. Предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса становления мастерства легкоатлетов, преемственность в решении задач укрепления
здоровья юных спортсменов, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, создания предпосылок
для достижения высоких спортивных результатов.






Структура программы предусматривает цели и задачи, программный материал по разделам подготовки
(теоретической, физической, технической), средства и формы подготовки.
Нормативный план программы включает:
режим учебно-тренировочной работы и наполняемость учебных групп по этапам подготовки
учебный план учебно-тренировочных занятий соотношение средств общей, специальной физической подготовки и специальной подготовки
показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле
требования к квалификации спортсменов, допускаемых к соревнованиям - контрольно-переводные нормативы.
Структура методической части программы включает:

основной программный материал по разделам подготовки легкоатлетов, его распределение по годам обучения
и в годичном цикле организацию и проведение педагогического и медицинского контроля;
Обучение осуществляется в спортивно-оздоровительных

группах, наполняемость которых регламентиру-

ется требованиями этапа подготовки, правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами,
и закреплена МАОУ ДО «Курумканская ДЮСШ».
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:


групповые учебно-тренировочные занятия; теоретические занятия (беседы, лекции, просмотр видеоматериалов по спортивной тематике и др.);



контрольные испытания;



контрольные соревнования.

Формы промежуточной аттестация обучающихся прохождение практических контрольных испытаний по общей и специальной физической подготовке;
- участие в соревнованиях различного уровня.
Режим занятий:
Занятия проводятся на протяжении 2020-2021 учебного года, охватывают 42 недели, т.е. 84 часа для стартового уровня (2 часа в неделю), 84 часа для базового уровня, 1-й год (2 часов в неделю), 126 часов для базового
уровня, 2-й год (3 часа в неделю), 168 часов для базового уровня, 3-й год (4 часа в неделю), 252 часа для
углубленного уровня (6 часов в неделю).

4

Основными критериями оценки занимающихся на этапе спортивно-оздоровительной подготовки являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Стартовый уровень (2 часа в неделю)
Количество

Тема
1.

Теория и методика физической культуры и
спорта

2.
3.
4.
5.

теория

практика

4

4

-

16

4

12

30

3

27

20

2

18

6

2

4

часов

ОФП
Основы техники и тактики по Легкой атлетике
Другие виды спорта и подвижные игры
Специальные физические(двигательные) и
психологические качества

6.

Промежуточная аттестация

4

2

2

7.

Итоговая аттестация

4

2

2

8.

Итого

84

19

65

теория

практика

4

4

-

Базовый уровень 1 год (2 часа в неделю)
Количество

Тема
1.

часов

Теория и методика физической культуры и
спорта

2.

Общая и специальная физическая подготовка

16

4

12

3.

Легкая атлетика

30

3

27

4.

Подвижные игры

20

2

18

5.

Самостоятельная работа

6

2

4

6.

Промежуточная аттестация

4

2

2

7.

Соревновательная деятельность

4

2

2

8.

Итого

84

19

65

5

Базовый уровень 2 год (3 часа в неделю)
Тема
1.

Количество ча-

теория

практика

4

4

-

сов

Теория и методика физической культуры и
спорта

2.

Общая и специальная физическая подготовка

25

4

21

3.

Легкая атлетика

25

4

21

4.

Другие виды спорта и подвижные игры

30

5

25

5.

Самостоятельная работа

24

4

20

6.

Промежуточная аттестация

15

5

10

7.

Итоговая аттестация

3

1

2

8.

Итого

126

27

99

теория

практика

4

4

-

Базовый уровень 3 год (4 часа в неделю)
Тема
Количество часов

1.

Теория и методика физической культуры и
спорта

2.

Общая и специальная физическая подготовка

40

4

36

3.

Легкая атлетика

35

4

31

4.

Другие виды спорта и подвижные игры

35

5

30

5.

Самостоятельная работа

28

4

24

6.

Промежуточная аттестация

23

5

18

7.

Итоговая аттестация

3

1

2

8.

Итого

168

27

141

Углубленный уровень (6 часов в неделю)
6

Тема
1.
2.
3.
4.

История развития легкой атлетики
Общая и специальная физическая подготовка
Легкая атлетика
Основные физические качества

Количество ча-

Теория

Практика

4

4

-

58

4

54

60

4

56

50

5

45

сов

5.

Самостоятельная работа

40

4

36

6.

Промежуточная аттестация

30

5

25

7.

Итоговая аттестация

10

1

9

8.

Итого

252

27

225

1 Теоретическая подготовка
Примерные темы теоретической подготовки:
- «Физическая культура и спорт в РФ»
- «Развитие бега в РФ и за рубежом»,
- «Личная и общественная гигиена. Питание юных спортсменов»
- «Краткие сведения о строении и функциях организма спортсменов»
- «Врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний»
- «Сущность спортивной тренировки»,
- «Основные виды подготовки юного спортсмена»
2.06щая физическая подготовка
1.0РУ на месте и в движении, в положении стоя, лежа, сидя, без предметов и с предметами.
2.Упражнения на развитие гибкости, подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.
ЗОРУ без предметов и с предметами для различных групп мышц ног, рук, туловища, а также для отдельных групп мышц с учетом дальнейшей специализации. Упражнения на гимнастических снарядах и со
снарядами
В висках и упорах, подтягивания, перелазания, лазания, сгибание и разгибание рук, поднимание согнутых ног. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой и скамейкой. Упражнения с отягощением.
Упражнения с учетом дальнейшей специализации.
3.Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития общей (аэробной) выносливости:

7



Длительный бег в равномерном темпе по пересеченной местности, бег в умеренном темпе на 400- 800м
по стадиону; Бег по пересеченной местности;



Упражнения для развития скоростной выносливости;



Бег на 400-800м в умеренном темпе с 2-4 ускорениями по 30-100м;



Бег с околопредельной скоростью на 100-300м;



Повторное пробегание 100м с максимальной скоростью;



Повторное пробегание 30-60м с максимальной скоростью;



Повторное пробегание всей дистанции, 100, 400м на результат;



Участие в соревнованиях на 100,200,400м.
Упражнения для развития быстроты реакции, быстроты движений и скорости бега:



Прыжки вверх из полуприседа с доставанием предметов;



Бег на месте с опорой руками о барьер с правильным дыханием;



Бег с горы с максимальной скоростью;



Пробегание с низкого старта с ходу 30 и 60м на время;



Бег с низкого старта 30, 60м под команду;



Участие в соревнованиях на 30, 60 100м.

Интервальный (прерывистый) метод:


Интервальный бег (пробегание 200-400м с интервалом отдыха 60-9-м);



Переменный бег (длина беговых отрезков 100-800м с интервалом бега трусцой 100-400м); Повторный
бег на длительных отрезках дистанции;



Интервальный бег (темповый бег);



Интервальный спринт.
Соревновательный метод:



Соревнования, прикидки, контрольный бег;



Дополнительные средства специальной подготовки;



Бег по пересеченной местности, тихий бег, бег в гору, бег по мягкому грунту, беговые и прыжковые
упражнения, ускорения и ритмовые пробежки.
Развитие силы мышц нижних конечностей и специальной выносливости:



Упражнения со штангой: приседание и вставание полуприсед и быстрое вставание и подъем на носки,
выпрыгивание из полуприседа, ходьба широким выпадом, подскоки на носках за счет работы одной
стопы упругий бег на передней части стопы со штангой на плечах;



Развитие скоростно-силовых качеств, прыгучести;



Прыжковые упражнения, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах, скачки на левой и правой ноге.

Развитие скоростно-силовых качеств:

8



Упражнения с преодолением внешних сопротивлений: максимально быстрые движения, упражнения с
партнером либо манжетами, поясами, гантелями ,штангой.



Упражнения с использованием сопротивлений внешней среды: бег и прыжки в гору вверх и вниз, по
различному грунту, против ветра и по ветру.

Бег на короткие дистанции:


Упражнения для совершенствования техники бега;



Бег с прямыми коленями, отталкиваясь только стопой, бег на месте и с продвижением вперед,
высоко поднимая колено;



Бег на месте и с продвижением вперед с захлестыванием голени;



Бег прыжками с ноги на ногу, смена ног прыжками в положении стоя в шаг;



Бег на месте и с продвижением вперед с подниманием бедра и голени маховой ноги;



Бег и в гору и с горы, пробегание отрезков 30-40м с ускорением;



Бег по прямой на 60-80м с изменением темпа;



Бег по повороту, то же с выходом и со входом в поворот.

Упражнения для совершенствования техники низкого старта:


Бег с ускорением с высокого старта;



Бег с ускорением с полунизкого старта;



Бег с низкого старта с сопротивлением партнера;



Бег с низкого старта в гору;



Бег с низкого старта по отметкам;



Бег с низкого старта по отметкам, но через набивные мячи;



Пробегание 30, 40, 60м с низкого старта по команде с последующим бегом по инерции;



Пробегание 30, 40, 60м с низкого старта по команде с последующим бегом по инерции, но с финишированием поля 20, 30 40,60м;



Повторное пробегание отрезков 40-60м с низкого старта;



Бег с низкого старта с колодок.

Упражнения для совершенствования техники финиширования:


Пробегание с ходу отрезков 20, 30, 50м;



То же, но с низкой скоростью и наклоном туловища при финишировании;



Пробегание 100-200м с изменением скорости бега по дистанции.

Эстафетный бег


Освоение техники и тактики эстафетного бега;



Передача эстафеты на месте на расстоянии 1 м друг от друга;



Передача эстафеты на месте на расстоянии 1 м друг от друга, но в движении шагом;
9



Передача эстафеты на месте на расстоянии 1 м друг от друга, но во время
бега;



Обучение старту с опорой на одну руку и стартовому разбегу;



Подбор расстояния до отметки и отработка старта принимающего в момент наступания на отметку передающим;



Передача эстафеты на этапах при скорости бега 50-70 % от максимальной;



Бег по дистанции с изменением скорости и сохранением расстояния 1-1,5м между передающим и принимающим;



Передача эстафеты на этапах при максимальной скорости бега;



Пробегание всей дистанции со скоростью 50-80 % от максимальной и с максимальной скоростью с передачей эстафеты;

Бег на средние и длинные дистанции


Метод непрерывного длительного бега;



Медленный длительный бег длительный кроссовый бег;



Темповый кроссовый бег;



Длительный кроссовый бег в переменном темпе;

3. Календарный учебный график для стартового уровня (2 часа в неделю) на 42 недели учебно-тренировочных занятий
Разделы подготовки
1.

Теоретическая подготовка

Месяцы
С

О

Н

3

4

2

Д
3
10

Я

Ф

М

А

М

Год

2

2

2

3

3

24

1.

Правила поведения в
спортивном зале и на стадионе

2.

Физическая культура –важное
средство физического развития и укрепления здоровья

1

1

3.

Общие сведения о строении и
функциях организма. Влияние физической культуры и
спорта на организм человека.

1

1

4.
5.
6.
7.
2.

Личная и общественная
гигиена
Закаливание организма
Места занятий и инвентарь
Правила соревнований
Общая специальная
и физическая подготовка
Бег, ходьба

1.

Общеразвивающие упр.

2.

Упр. для развитие физ. качеств(гибкость, ловкость, подвижность в суставах, гантели и т.д.)

3.
4.
5.
6.
7.

Упр. со снарядами(скакалка,
н/мячи, гантели и т.д.)
Акробатические упр.
Подв. игры, эстафеты
Спортивные игры
Специальные подводящие и
беговые упражнения

8.

Ускорения с посл. бегом

9.

Спец. прыж. Упр.
Технико-тактическая подготовка
Обучение основам техники
метания
Обучение основам техники
прыжка в длину с разбега
Обучение основам техники
прыжка в длину с места
Обучение технике бега с высокого старта
Контрольно-переводные испытания
Соревнования

3.
1.
2.
3.
4.
4.
5.

1

1

1

1

1
1
1

4

4

1

1
4

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
4

1
1

1
1

4

3

2
2

1

4

3

33

2
3

2

2

3

2

3

2

3

2
1
2
2

2

2

1

1

2

3

2
1
1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2
1

3

11

2

20

2
1
1

1
1

1

2

1

1

1

1

1

6

1

1

9

6.

Итого

84

Календарный учебный график для базового уровня, 1-й год (2 часа в неделю) на 42 недели учебнотренировочных занятий
Разделы подготовки

1.

2.

3.

4.
5.
6.
7.
2
1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
3

Теоретическая подготовка
Правила поведения в
спортивном зале и на
стадионе
Физическая культураважное средство физического развития и укрепления здоровья
Общие сведения о строении и функциях организма. Влияние физической культуры и спорта
на организм человека.
Личная и общественная
гигиена
Закаливание организма
Места занятий и инвентарь
Правила соревнований
Общая специальная и
физическая подготока
Бег, ходьба
Общеразвивающие упр.
Упр. для разв. физ. качеств(гибкость, ловкость, подвижность в суставах, гантели и т.д.)
Упр. со снарядами(скакалка, н/мячи, гантели и
т.д.)
Акробатические упр.
Подв. игры, эстафеты
Спортивные игры
Специальные подводящие и беговые упражнения
Ускорения с посл. бегом
Спец. прыж. Упр.
Технико-тактическая
подготовка

Месяцы
С
3

О
4

1

Н
2

Д
3

Я
2

1

1

1

1

1

4

1

1

1
1

4

3

11
4

год
24

11

1

1

М
3

1

1

1

А
3

1

1

1
4

М
2

1

1

1

Ф
2

1
1

4

3

1

4

1
3

2

3

33

2
4

3

3

2

2

2

1

3

2
2

2

1

2

2

2

2

3
12

2

3

2

2

2

20

5

Обучение основам техники метания
Обучение основам техники прыжка в длину с
разбега
Обучение основам техники прыжка в длину с
места
Обучение технике бега с
высокого старта
Контрольно-переводные испытания
Соревнования

6

Итого

1.
2.

3.

4.
4

2

1

2

2

2

2

2

1

1
1

1

1

1

1

1

2

1

2
1

1

1

1

1

1

1

6

1

1

9
84

Календарный учебный график для базового уровня, 2-й год (3 часа в неделю) на 42 недели учебнотренировочных занятий
Разделы подготовки
1
1.

2.

3.

4.
5.

Теоретическая подготовка
Правила поведения в
спортивном зале и на стадионе
Физическая культураважное средство физического развития и укрепления здоровья
Общие сведения о строении и функциях организма. Влияние физической культуры и спорта
на организм человека.
Личная и общественная
гигиена
Закаливание организма

Месяцы
С
3
1

Д
3

2

Общая специальная и
физическая подготовка

4

1.
2.

Бег, ходьба
Общеразвивающие упр.

3.

Упр. для разв. физ. качеств(гибкость, ловкость,
подвижность в суставах,
гантели и т.д.)

Я
2

Ф
2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

11
3

3

4

33
4

3

13

год
24

11

1

4

М
3

1

1

1

А
3
1

1

4

М
2

1

1
1

7.

Н
2
1

1

Места занятий и инвентарь
Правила соревнований

6.

О
4

1
4

3

4

3

57

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
3.
1.
2.

3.

4.
4
5
6

Упр. со снарядами(скакалка, н/мячи, гантели и
т.д.)
Акробатические упр.
Подв. игры, эстафеты
Спортивные игры
Специальные подводящие
и беговые упражнения
Ускорения с посл. бегом
Спец. прыж. Упр.
Технико-тактическая
подготовка
Обучение основам техники метания
Обучение основам техники прыжка в длину с
разбега
Обучение основам техники прыжка в длину с
места
Обучение технике бега с
высокого старта
Контрольно-переводные
испытания
Соревнования
Итого

3

4
4

2

2

2

3

2

2

3

22

2

30

1

1

6

1

1

9
126

2
2

2

2

2
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

Календарный учебный график для базового уровня, 3-й год (4 часа в неделю) на 42 недели учебнотренировочных занятий
Разделы подготовки
1
1.

2.

3.

4.
5.
6.

Теоретическая подготовка
Правила поведения в
спортивном зале и на стадионе
Физическая культураважное средство физического развития и укрепления здоровья
Общие сведения о строении и функциях организма. Влияние физической культуры и спорта
на организм человека.
Личная и общественная
гигиена
Закаливание организма
Места занятий и инвентарь

Месяцы
С
О
6
2

Н
4

1

1

1

Д
2

Я
3

1

1

1

М
3

1

А
2

М
2

1

1

2

1

1

1

1

1
1

Ф
3

1
1

1
14

1
1

год
27

7.
2
1.
2.
3.

4.

5.

Правила соревнований
Общая специальная и
физическая подготовка
Бег, ходьба
Общеразвивающие упр.
Упр. для разв. физ. качеств(гибкость, ловкость,
подвижность в суставах,
гантели и т.д.)
Упр. со снарядами(скакалка, н/мячи, гантели и
т.д.)
Акробатические упр.

5

Подв. игры, эстафеты
Спортивные игры
Специальные подводящие
и беговые упражнения
Ускорения с посл. бегом
Спец. прыж. Упр.
Технико-тактическая
подготовка
Обучение основам техники метания
Обучение основам техники прыжка в длину с
разбега
Обучение основам техники прыжка в длину с
места
Обучение технике бега с
высокого старта
Контрольно-переводные
испытания
Соревнования

6

Итого

6.
7.
8.
9.
10.
3.
1.
2.

3.

4.
4

1
6

6

7

3

1
6

2
7

7

1
8

7

3
2

6

80

3

44

3
2

3

2

2

3

3

3

2

4

2

2

3

3

4

2

3

3

2
1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

9
168

Календарный учебный график для углубленного уровня (6 часов в неделю) на 42 недели учебно-тренировочных занятий
Разделы подготовки

Месяцы
С

1.
1.
2.

Теоретическая подготовка
Правила поведения в спортивном зале и на стадионе
Физическая культураважное средство физического развития и укрепления здоровья

6

О
2

Н
4

1

Д
2

Я
3

1

Ф
3

М
3

2

1

1

1

15

А
2
1

1

М

год
27

3.

Общие сведения о строении и функциях организма. Влияние физической культуры и спорта
на организм человека.

2

1

4.

Личная и общественная
гигиена
Закаливание организма
Места занятий и инвентарь
Правила соревнований
Общая специальная и
физическая подготовка
Бег, ходьба
Общеразвивающие упр.
Упр. для разв. физ. качеств(гибкость, ловкость, подвижность в суставах, гантели и т.д.)
Упр. со снарядами(скакалка, н/мячи, гантели и
т.д.)
Акробатические упр.
Подв. игры, эстафеты
Спортивные игры
Специальные подводящие и беговые упражнения
Ускорения с посл. бегом
Спец. прыж. Упр.
Технико-тактическая
подготовка
Обучение основам техники метания
Обучение основам техники прыжка в длину с
разбега
Обучение основам техники прыжка в длину с
места
Обучение технике бега с
высокого старта
Контрольно-переводные испытания
Соревнования

1

1

5.
6.
7.
2.
1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
3.

4
5
6 6

1

1

1

1

1

1
1
13

1

1

1

1
1
4

1
3

1

1
3

3

2
1
3

1
3

1
13

1
3

3
2

2

2

151

3
2

3

2

13

2

2
3

3

3
3

2

2

2

5

5

2

5

6

2

6

5

6

2

6

6

50

2

3

3

2
1

1

1

2

1

2

1

Итого

2
1

1

1

1

1

8

2

2

2

2

2

16
252

16

КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график учитывает индивидуальные, возрастные, психофизические особенности
обучающихся и отвечает требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.
ДЮСШ в установленном законодательством порядке несет ответственность за реализацию в полном
объеме образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Продолжительность учебного года
Начало учебного года: 01 сентября 2020 года.
Формирование учебных групп – до 01.09.2020 г. (возможны изменения до 25.09.2020 г.)
Окончание учебного года: не ранее 31 июня 2021 года для дополнительных общеразвивающих программ.

17

Продолжительность учебного года для дополнительных общеразвивающих программ составляет не менее 42 недель.
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Регламент образовательного процесса
Учебные занятия в 2020-2021 учебном году проводятся в следующем режиме:
начало занятий не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в
возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах по 45 минут. Занятия проводятся по
расписанию, утверждённому директором школы. Занятия могут проводиться в любой день недели, включая
субботу и воскресенье, а также праздничные дни и дни школьных каникул.
Продолжительность занятий
Этапы подготовки

Период обучения, Максимальный объем Число занятий в нетренировочной
лет
делю
нагрузки, часов в неделю

Стартовый

1 год обучения

2

2

Базовый

1 год обучения

2

2-3

Базовый

2 год обучения

3

3-4

Базовый

3 год обучения

4

4-5

Углубленный

1 год обучения

6

5-6

Продолжительность занятия по дополнительным общеразвивающим программам (в группах спортивнооздоровительного этапа) и на стартовом уровне подготовки не должна превышать 1 часа в день, на базовом —
2 часа в день, на углубленном— не более 3-х часов в день. Между занятиями в группах могут предусматриваться перерывы длительностью не менее 10 минут.
Сдача контрольно-переводных нормативов по результатам учебного года проводится с 01.05.2020 г. по
30.05.2020 г. для всех групп.
Участие в соревнованиях проводится в соответствии с календарем спортивно-массовых мероприятий на год.
Участие в учебно-тренировочных сборах проводится согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий по видам спорта на год.
Аттестация обучающихся
Тестирование при приеме в ДЮСШ – сентябрь.
Сдача контрольных нормативов (исходный контроль) - сентябрь-октябрь.
Выполнение спортивных разрядов - в течение года.
Промежуточная аттестация проводится в виде сдачи контрольных нормативов в декабре – январе.
18

Итоговая аттестация проводится согласно приказу директора учреждения с 01.05.2021 г. по 30.05.2021 г. для
всех групп в форме сдачи контрольно-переводных испытаний.
Перевод и отчисление учащихся – август.
Режим работы учреждения в период каникул
Занятия в учебных группах проводятся без изменений согласно расписанию, утвержденного на учебный год.
Родительские собрания
Родительские собрания проводятся в учебных группах по усмотрению тренеров-преподавателей не реже 2
раз в год.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Организационно-методические особенности тренировки:
В основу подготовки легкоатлетов положены основополагающие принципы спортивной подготовки юных
спортсменов.
1. Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно тренировочного
процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной
работы и воспитательных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
2. Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в учебно- тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов
подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико
тактической подготовленности.
3. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой педагогической задачи.

Спортивно-оздоровительный этап
19

На спортивно-оздоровительном этапе начальной специализация легкоатлетов еще не определена, поэтому процесс подготовки юных бегунов для всех одинаков. Для юных спортсменов, занимающихся в группах
СОГ, основными задачами являются: - укрепление здоровья, - улучшение физического развития, - овладение
основами техники выполнения упражнений - разносторонняя физическая подготовленность, выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям, - воспитание черт характера. На спортивно-оздоровительном этапе основное внимание уделяется общей физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастические упражнения на растягивание мышечного
аппарата, 3-5 ускорений. В зависимости от задачи занятий, которую ставит тренер, спортсмен выполняет ту
или иную работу. Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры. В
процессе тренировки спортсмены близко знакомятся с технической стороной видов легкой атлетики. Подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры:

-

«Смена мест»,

-

«Передача мяча над головой»,

-

«Передача мяча между ног»,

-

«Эстафета в передавании гимнастической палки»,

-

«Встречная эстафета с бегом»,

-

«Передача мяча с отскоком от баскетбольного щита»,

-

«Передача мяча во встречных командах»,

-

«Встречная эстафета баскетболиста»,

-

«Мини-футбол»,

-

«Мини-баскетбол»,

-

«Подвижная цель»,

-

«Челнок»,

-

«Эстафета с мячом»,

-

«Старт с выбыванием», - «Старты с мячами».
Тренировочные нагрузки на этапе начальной подготовки у девочек такие же, как и у мальчиков.

В спортивно-оздоровительных группах следует разделить специализацию спортсменов:

-

бег на короткие дистанции

-

бег на средние и длинные дистанции.

Задачами спортивно-оздоровительного этапа являются.

-

дальнейшее укрепление здоровья,

-

гармоничное физическое развитие,

-

укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами общей (ОФП)

и специальной (СФП) физической подготовки,

-

повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств,
20

-

обучение основам техники бега

-

приобретение соревновательного опыта, - приобретение теоретических знаний.

Подготовка на короткие дистанции в СОГ
В первый год занятий юных бегунов на короткие дистанции в СОГ основное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, овладению техникой специальных подготовительных упражнений, повышению уровня развития основных физических качеств. На обще-подготовительном этапе должны решаться
задачи:
повышение уровня разносторонней и специальной физической подготовленности спортсменов,

-

укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы в основном средствами ОФП. В
ОФП входят: кроссовый бег, подвижные и спортивные игры, общеразвивающие гимнастические и акробатические упражнения, другие виды легкой атлетики (прыжки в длину и высоту, толкание ядра, барьерный бег).
Следующий этап - специально-подготовительный - включает задачи:
дальнейшее повышение уровня специальной физической работоспособности, - развитие скоростных,

-

скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. :

-

совершенствование техники спринтерского бега

-

улучшение спортивного результата в беге на 60 и 100 м на 1-2 %

-

дальнейшее развитие силовых и скоростно-силовых качеств, главным образом средствами

ОФП,

-

развитие общей выносливости.

Специально-подготовительный этап включает следующие задачи:

-

совершенствование техники спринтерского бега с низкого старта, повышение уровня скоростных,

скоростно-силовых качеств и уровня специальной выносливости. На раннем соревновательном этапе ставятся
задачи:

-

совершенствование техники спринтерского бега в условиях соревнований,

-

улучшение спортивного результата в беге на 100 и 200 м на 2-3 %

Подготовка на средние и длинные дистанции в СОГ
В первый год занятий юных бегунов на средние дистанции в группах СОГ основное внимание уделяется
разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием главным образом, средств ОФП,
и совершенствования техники бега.
При планировании тренировки юных бегунов на средние и длинные дистанции на этапе СОГ в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, укрепление опорнодвигательного аппарата. На этапе зимних
соревнований ставятся задачи повышения уровня специальной физической работоспособности, развития скоростных качеств и специальной выносливости, участия в соревнования при незначительном снижении общего

21

объема тренировочных нагрузок. Во втором подготовительном периоде решаются задачи дальнейшего развития общей и специальной выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, повышения уровня функциональной подготовленности. На предсоревновательном этапе ставится задача повышения уровня работоспособности, скоростных возможностей и специальной выносливости.
Воспитательная работа и психологическая подготовка
Тренер в процессе подготовки должен учитывать все факторы воздействия на обучающихся и находить
свое место в воспитательном процессе. Постепенно, особенно с ростом спортивных результатов, влияние тренера на юных легкоатлетов становится все больше, и в этот период он может решать самые сложные проблемы
воспитания. Поэтому личностные качества тренера, его положительный пример играют немаловажную роль в
формировании человеческих качеств юного спортсмена. Воспитательная работа тренера в корректной и ненавязчивой форме начинается с установления товарищеских отношений между обучающимися, налаживания
взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок. Чрезвычайно
важны организация досуга юных спортсменов, посещение соревнований. Большое значение в системе воспитания занимают теоретические знания, которые постепенно вводят юных легкоатлетов в мир спорта высших
достижений. В дальнейшем теоретические знания могут посвящаться критическим разборам выступлений на
соревнованиях, тренировочных занятий, тестирований. Юные легкоатлеты должны обладать работоспособностью и, следовательно, трудолюбием, которое следует воспитывать на тренировочных занятиях в ходе специальных мероприятий. Также юные спортсмены должны знать, что достижение новых высот в спорте связанно
с дальнейшим повышением нагрузок, что проходить тренировочный процесс каждый должен под медицинским контролем, не ухудшая здоровье. Большие успехи юных легкоатлетов обычно связанны с достижением
намеченного результата или с победой над соперником. Процесс тренировки постоянно связан с развитием
волевых качеств спортсмена. Юный спортсмен должен иметь строгий распорядок дня: учеба, отдых, сон, тренировки, соблюдение режима питания. Воля спортсмена основана на принципах морали, на стремление прославить своё село, район, город. А также чувство долга перед коллективом - идейная основа, обеспечивающая
целеустремленность, волю к победе настойчивость и упорство спортсмена. Тренер должен постоянно приучать юных легкоатлетов не обходить, а преодолевать встречающиеся трудности, с которыми всегда связанны
тренировка и соревнование. У юных легкоатлетов следует воспитывать уверенность в своих силах, смелость,
решительность. Воля к победе ее воспитание и проявление неразрывно связанно со всеми моральными и волевыми качествами. Важную роль в воспитании воли к победе играют соревнования. Однако воля к победе в
связи с преодолением трудностей может воспитываться и в повседневной жизни. Волевые качества совершенствуются в борьбе с трудностями, создаваемыми внешней средой, в борьбе с самим собой. При этом главную
роль играет самовоспитание. Чтобы в нужной мере развить свою волю, характер, необходимо большое самосознание, чтобы добиться высоких спортивных результатов. Следует отметить, что у спортсменов, добившихся высоких спортивных результатов, очень рано проявляются бойцовские качества и спортивный характер. Следовательно, для того чтобы спортсмен мог успешно проявить себя в соревнованиях любого высокого
ранга, необходимо уже в юношеском возрасте сформировать у него высокие моральноволевые качества и
22

идейную убежденность. На этой основе решаются специальные задачи спортивного воспитания, интеллектуальной и специальной психической подготовки к высоким спортивным достижениям. Основной задачей психологической подготовки является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели,
настойчивости, эмоциональной устойчивости. Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть
реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для запланированного результата. Только при глубокой убежденности в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в
заданный промежуток времени при создании ее важности, у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижения. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннюю готовность
спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу. В учебно-тренировочном процессе и в соревнованиях спортсмену приходиться преодолевать трудности, которые обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они
возникают в сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психических состояний, в связи с необходимостью действовать в определенных условиях и не могут быть поняты в отрыве
от них. Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Проводить тренировки в любую погоду. Участвуя в соревнованиях, юный спортсмен имеет наиболее
благоприятную возможность учиться усилием воли преодолевать развивающееся утомление. Если трудности,
встречающиеся на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке, то спортсмен должен иметь о
них четкое представление и знать, как действовать при их появлении. Борьба с субъективными трудностями
предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных легкоатлетов уверенности в своих силах,
которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых
сторон подготовленности. Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ
результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха, и причин, которые привели его к неудаче. Выполнение трудовых тренировочных заданий
и освоение сложных упражнений вызывает у юного спортсмена положительные эмоциональные переживания,
чувство удовлетворения, дают уверенность в своих силах.
Восстановительные мероприятия и средства психологического восстановления. Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические, медикобиологические.
Педагогические средства восстановления. Наиболее естественными из всех используемых являются педагогические средства восстановления. Применение этих средств предполагает как использование отдельных
упражнений, так и грамотное построение тренировки. О правильном использовании педагогических средств

23

можно говорить тогда, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание тренированности и
повышение работоспособности за счет выполнения нагрузки и накопления энергетических ресурсов
Психологические средства восстановления. К психологическим средствам относятся: аутогенная тренировка; - психопрофилактика; - психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых; психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, специально отвлекающие факторы, интенсивный
индивидуальный или коллективный отдых, исключение отдельных эмоций. Применение психологических
средств позволяет снизить уровень нервнопсихического напряжение и уменьшить психическое утомление.
Психологические средства восстановления применяются учебно-тренировочных группах, и особенно в группах спортивного совершенствования. В СОГ психологическое восстановление достигается построением занятий в игровой форме, по схеме круговой тренировки, частой сменой разнообразных упражнений.
Медико-биологические средства восстановления. Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, витаминизацию, массаж и его разновидности, спортивные растирки, фармакологические
и растительные средства. При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и
объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, частотой участия в соревнованиях. Характер восстановления
зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его подготовленности, влияния
внешней среды.

Примерное тренировочное занятие
1.

Разминка общая: медленный бег трусцой 600-1000м обще-развивающие упражнения, упражне-

ния на растягивание мышц ног и таза, специально-беговые упражнения.
2.

Разминка специальная: бег с ускорением:5-6 раз х 50-80м (в каждой последующей пробежке ско-

рость бега постепенно увеличивать), бег с высокого старта на технику:4-6 раз х 10-20 метров.
3.

Бег со старта под команду в полную силу: 4-6 раз х 20-25м, отдых — 1-2 минуты.

4.

Бег со старта за «лидером» в полную силу: 4-6 раз х 30-50м с отдыхом 2-3 минуты.

5.

Повторный бег: 6-8 раз х 100м или 4-6 раз х 150м, через 3-5 минут медленной ходьбы или 2-3

раза х 200м, через 5-6 минут отдыха.
Скорость бега каждую неделю необходимо постепенно повышать, начиная с 80-0 0 уровня от максимума.
6.

Силовая тренировка:

- Полуприседы со штангой или с партнером на плечах- 50-80кг 8-10 раз х 2-3 серии( более приготовленные занимающиеся могут выполнять выпрыгивания вверх из полуприседа); - Упражнения для укрепления
мышц брюшного пресса.
7. В заключении медленный бег 400-1000м, ходьба, упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Примерное тренировочное занятие 2
1.

Общая разминка.
24

2.

Разминка специальная.

3.

Бег со старта под команду предельно быстро: 3-6 раз х 20-30 метров.

4.

Быстрый бег: 100м х 1-2 раза с контролем времени. Следить за ритмичной не закрепощенной,

согласованной работой рук и ног. В целом за техникой бега. Скорость повышать постепенно из недели в неделю. Отдых между пробежками 4-6 минут.
5.

Бег с ускорением: 30-50м х2-3раза.

6.

Быстрый бег: 200м х 1 раз или 300 м х 1 раз с контролем времени пробегания дистанции ( Каж-

дую неделю скорость бега постепенно увеличивать)
В заключении медленный бег 400-1000м, ходьба упражнения на расслабление и восстановление

7.

дыхания на начальном этапе (3-4 недели). Минимальное количество тренировок в неделю — 2, с перерывом
2-3 дня, далее не менее 3.

Тренировка в беге на длинную дистанцию.
Выносливость — важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое
число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного или целостного организма.
При решении задачи развития выносливости наиболее приемлемым для всех категорий занимающихся,
самым простым и доступным упражнением является бег трусцой.
С постепенным переходом на непрерывное пробегание 5-6 км, в равномерном темпе, со скоростью от 65 до 5-4 минут на 1 км. 1 раз в 2-3 недели, лучше всего в выходной день можно пробежать и более длинную
дистанцию — 8-10км в равномерном темпе с той же скоростью. Периодически можно пробегать с более высокой скоростью ( 4,0- 4,5мин на 1 км ), и дистанцию 5-6км, но такая работа может выполняться не чаще, чем
раз в неделю.
Подготовка к контрольным проверкам в беге на 1000-3000м. Тренировка на все дистанции, обязательно должна состоять из 2 этапов:
1

« Базового, в котором решаются задачи развития и совершенствования общей выносливости.

2

Специально — подготовительного, в котором решаются задачи специальной подготовки, к контрольным проверкам.

Функциональная ( «базовая» ) подготовка осуществляется в процессе выполнения длительных равномерных пробежек на 3 км и более со скоростью 4 5 - 6,0мин на 1 км Повышение критической скорости и способности к ее удержанию тренируется в процессе темпового кроссового бега повторного пробегания отрезков
600-1500м со скоростью выше соревновательной. Для совершенствования скоростных возможностей используется также повторный и интервальный бег на отрезках от 100 до 400метров

25

Для более эффективной подготовки сначала развивают общую выносливость, затем специальную. На
этапе необходимо в начале увеличить общий объем работы, а затем постепенно снижать его с повышением
интенсивности работы.
В специальной подготовке в беге на этих дистанциях большое значение имеет способность удерживать
как можно дольше нужную скорость, повышение экономичности работы за счет совершенствования техники
бега, а также умение «терпеть» и противостоять развивающемуся утомлению.
В связи с этими задачами тренировочного процесса в данном случае являются
1) Повышение функциональных возможностей сердечно- сосудистой и дыхательной системы• 2)
Повышение критической скорости бега и способности к ее удержанию; 4) Развитие волевых качеств.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося в дальнейшем на программу следующего уровня .
Одаренные обучающиеся, по собственному желанию и по результатам сдачи промежуточной аттестации могут быть переведены на Программу следующего уровня. Для перехода необходимо:
- показать высокие спортивные результаты на соревнованиях;
- выполнить требования для зачисления на Программу следующего уровня по общей и специальной физической подготовке;
- по остальным предметным областям необходимо показать наивысшие показатели по результатам промежуточной аттестации.
Требования к результатам освоения программы по предметным областям
Результатами освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков в предметных областях:
в области теории и методики физической культуры и спорта:
- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила велоспорта-шоссе, требования,
нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по велоспорту-шоссе; федеральный стандарт спортивной подготовки по велоспорту-шоссе; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и
спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;
предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об
ответственности за такое противоправное влияние);
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
26

- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях велоспортом-шоссе.
в области общей и специальной физической подготовки:
- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их
гармоничное сочетание применительно к специфике занятий легкой атлетикой;
- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и
нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь).
в области избранного вида спорта:
- овладение основами техники и тактики в легкой атлетике;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и
соревновательных нагрузок;
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий
по легкой атлетике.
в области других видов спорта и подвижных игр:
- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами;
- умение развивать профессионально необходимые физические качества в легкой атлетике средствами других видов спорта и подвижных игр;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;
- навыки сохранения собственной физической формы.
Требования к освоению программы по этапам подготовки.
Требования к результатам реализации Программы:
на стартовом уровне:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта легкая атлетика;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта легкая атлетика.
на базовом уровне:
27

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта легкая атлетика;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
на углубленном уровне:
- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
- совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
- сохранение здоровья спортсменов.

Нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы
на стартовом уровне
Развиваемое физическое качество
Скоростные качества

Скоростно-силовые
качества

Контрольные упражнения (тесты)
Юноши
Девушки
Бег на короткие дистанции
Бег на 20 м с ходу
Бег на 20 м с ходу
(не более 2,7 с)
(не более 3 с)
Бег 100 м
Бег 100 м
(не более 14,2 с)
(не более 17 с)
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места
(не менее 190 см)
(не менее 160 см)
28

Скоростные качества

Скоростно-силовые
качества

Прыжки
Бег на 20 м с ходу
(не более 3,4 с)
Бег 100 м
(не более 15,2 с)
Прыжок в длину с места
(не менее 190 см)

Бег на 20 м с ходу
(не более 4,2 с)
Бег 100 м
(не более 17,5 с)
Прыжок в длину с места
(не менее 160 см)

Нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы
на базовом уровне
Развиваемое физическое качество
Скоростные качества

Скоростно-силовые
качества

Спортивный разряд
Скоростные качества

Скоростно-силовые
качества

Спортивный разряд
Развиваемое физическое качество
Скоростные качества

Скоростно-силовые
качества

Спортивный разряд
Скоростные качества

Скоростно-силовые

Контрольные упражнения (тесты)
Юноши
Девушки
Бег на короткие дистанции
Бег на 20 м с ходу
Бег на 20 м с ходу
(не более 2,7 с)
(не более 2,9 с)
Бег 300 м
Бег 300 м
(не более 50 с)
(не более 65 с)
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места
(не менее 190 см)
(не менее 180 см)
Тройной прыжок в длину с
Тройной прыжок в длину с
места
места
(не менее 600 см)
(не менее 560 см)
1 юношеский разряд
Прыжки
Бег на 20 м с ходу
Бег на 20 м с ходу
(не более 2,7 с)
(не более 2,9 с)
Бег 100 м
Бег 100 м
(не более 12,5 с)
(не более 13,2 с)
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места
(не менее 190 см)
(не менее 160 см)
Тройной прыжок в длину с
Тройной прыжок в длину с
места
места
(не менее 600 см)
(не менее 560 см)
1 юношеский разряд
Контрольные упражнения (тесты)
Юноши
Девушки
Бег на короткие дистанции
Бег на 20 м с ходу
Бег на 20 м с ходу
(не более 2,6 с)
(не более 2,8 с)
Бег 300 м
Бег 300 м
(не более 48 с)
(не более 63 с)
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места
(не менее 195 см)
(не менее 185 см)
Тройной прыжок в длину с
Тройной прыжок в длину с
места
места
(не менее 610 см)
(не менее 570 см)
1 юношеский разряд
Прыжки
Бег на 20 м с ходу
Бег на 20 м с ходу
(не более 2,6 с)
(не более 2,8 с)
Бег 100 м
Бег 100 м
(не более 12,5 с)
(не более 13,2 с)
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места
29

Нормативы
общей
и специальной физической
подготовки
для зачисления в
группы
на
углубленном
уровне

качества

(не менее 200 см)
(не менее 170 см)
Тройной прыжок в длину с
Тройной прыжок в длину с
места
места
(не менее 620 см)
(не менее 580 см)
Спортивный разряд
1 юношеский разряд
Результаты освоения теоретических знаний по предметным областям Программы оцениваются в
ходе собеседования обучающегося в форме зачет\незачет. По итогам каждого этапа обучения и всей Программы, обучающиеся должны показать достаточный уровень знаний, которые соответствуют каждому
уровню. В итоговую аттестацию входят вопросы на выбор из каждой предметной области и этапа подготовки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения данной программы обучающиеся:
достигнут высокого уровня физического развития и физической подготовленности по данной программе;
примут участие в соревнованиях различного уровня;
повысят уровень технической и тактической подготовки в данном виде спорта; -устойчиво овладеют умениями и навыками;
разовьют потребность в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы
укрепят здоровье, повысят функциональное состояние всех систем организма;
научатся контролировать психическое состояние

30

VII. Перечень использованных информационных источников
1 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».

Литература для педагога
1. Бег на средние и длинные дистанции: Система подготовки / Ф.П.Суслов, Ю.А.Попов, В.Н.Кулаков,
СА. Тихонов; Под ред. В.В.Кузнецова. М: Физкультура и спорт, 1982.- 176 с.
2. Ивочкин ВВ. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на
средние дистанции. - М: ВНИИФК, 2003. - С. 86 - 89.
3. Концепция физического развития детей и подростков. - М. ФК: воспитание, образование, тренировка.
- 1996. - №1. - С.5-10. Лях В.И., МеЙксон Г.Б., Кофман Л.Б.
4. Кузнецов ВС., Колодницкий ГА. Физкультурно - оздоровительная работа в школе: Метод. пособие. М., 2003. - 128 с.
5. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции: Примерная программа спортивной подготовки
для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. - 108 с.
6. Майфат СП. , Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. Екатеринбург, 2003. - 131 с.
7. Настольная книга тренера. Наука побеждать / НГ Озолин. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 863 [1] с: ил. (Профессия-тренер)
8. 0золин Н.Г., Травин ЮГ. Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям. - М. 1998. - 79 с
9. Основы знаний по физической культуре: Материалы для поступающих на факультет ОФКиТ БГАФК.
/ сост. ХА. Майструк, Н.Н. Кройтер. - мн. 2003. - 102 с
10.

Травин ЮГ. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками юно-

шами и девушками. - М. 1995. - 91 с.

31

Литература для учащихся
1. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО» 2007.
2. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009
3. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель», 2008.
4. Лях ВИ. Мой друг — физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы.
Москва «Просвещение» 2010.
5. Физическая культура 5 7: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Я. Виленский М. : Просвещение, 2010.
6.

Физическая культура 8 — 9: учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях — М.: Просвещение, 2010.

7. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов /Сост. Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. — М.:
СпортАкадемПресс, 2001. — 480 с.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ndex.ru/d/2RPfZ-oxUSVEkw


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».