01.03.2022
Объявлена
тема Всемирного дня защиты прав потребителей
Consumers
International объявил тему Всемирного дня прав потребителей 2022 года — Fair
Digital Finance — «Справедливые цифровые финансовые услуги».
Пандемия
СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным
преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания
финансовых услуг.
Исследования показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых
финансов. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских
услуг превысит 3,6 миллиарда человек (Juniper Research, 2020). В развивающихся
странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи,
выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году (Findex, 2017). 39% компаний считают
внедрение финансовых технологий своим приоритетом, подчеркивая мировой спрос на
более инновационный финансовый ландшафт (JDSpura, 2020).
Напомним,
что в зарубежном финансовом мире даже обсуждается такой феномен, как «русское
чудо». В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия
ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около 10 лет.
Впервые о «русском чуде» заговорили в 2019 году, когда по итогам 2010–2018
годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных
транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия
обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период
показали двух- и трехкратный рост (исследование Boston Consulting Group, 2019).
Однако в
таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а
отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые
перестают оказываться в традиционных каналах.
Вопросы
цифровизации сферы финансовых услуг, в том числе проблемы внедрения технологий
искусственного интеллекта, использования «больших данных» (BigData), проблемы
регулирования трансграничных цифровых платформ становятся предметом
исследований, которые проводятся на площадках ОЭСР, UNCTAD и FinCoNet.
Как
показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании
финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их
структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется.
Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики,
посягающие на следующие права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия
потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских
карт и т. п.);
– на
безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание
задолженности).
Многочисленные исследования показывают, что экономические кризисы и связанное с
ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников.
В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы
обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в
банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких
противозаконных действий.
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и
безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты
становятся объектом интереса для мошенников.
Достаточно длительным и серьезным является и диалог различных участников рынка
и государственных органов о последствиях лавинного роста интереса обычных
граждан к инвестированию. Упрощение процесса приобретения финансовых
инструментов (акции, облигации, доверительное управление и некоторые иные) за
счет цифровизации продаж способствовали поиску потребителями потенциально более
доходных инструментов инвестирования, альтернативных банковским вкладам. На
развитие этого процесса во многом повлияли банки, которые заинтересованы в
расширении продаж финансовых продуктов с целью наращивания комиссионных
доходов. Наибольшей популярностью у физических лиц пользуются вложения в ценные
бумаги через брокерские счета.
Однако
«безналичное потребление» также создает новые и усугубляет традиционные риски
для тех, кто находится в уязвимом положении и не готов к таким динамичным
переменам.
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен
глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и
сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в
инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и
продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей
потребителей.
Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется изменение механизмов
защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу денежных средств, в связи
с низким уровнем безопасности таких операций, с целью защиты денежных средств
потребителей от действий киберпреступников и телефонных мошенников.
Одной из
основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является
развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии
развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020
годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что
развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан. В связи с
этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой
хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей,
обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной
политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28
августа 2017 г. № 1837-р.